Главная

    Обратная связь

    Добавить в избранное


Биография       Кино

Фотоальбом       Театр

Общение       Пресса

>>> новости

Cемейная история

"Братья Ч." в Театре имени К.С.Станиславского

Вместо традиционных удобных кресел в зрительном зале - металлические стулья, расставленные прямо на театральных подмостках. Вместо занавеса и полноценной декорации - развешанные на границе игрового пространства и зрительских рядов обыкновенные простыни и несколько предметов мебели, необходимых для обозначения различных интерьеров одного дома (сценография Елизаветы Дзуцевой). Вместо вымышленных персонажей - реальные люди. Близкие к чеховскому кругу Наталья Александровна Гольден (Наташа) и Евдокия Исааковна Эфрос (Дуня). И, наконец, - сами Чеховы. Отец и три сына - Александр, Николай, Антон. Антон - еще не знаменитость. А молодой, но уже добившийся определенных успехов писатель, на легендарную личность которого режиссер-постановщик спектакля вслед за драматургом Еленой Греминой (использовавшей в тексте "Братьев Ч". подлинные документы) предлагает нам взглянуть сквозь призму его человеческой биографии. В духе популярного телевизионного цикла "Гении и злодеи уходящей эпохи".

И телевидение вспоминается здесь отнюдь не случайно. Раз режиссерскую партитуру своего нового спектакля (выпущенного Театром имени К.С. Станиславского совместно с Международным чеховским фестивалем при содействии Правительства России и Правительства Москвы) Александр Галибин строит по монтажному принципу последовательно сменяющих друг друга эпизодов, а точнее - "сцен из семейной жизни", как в программке назван жанр сочиненного Галибиным действа, участники которого на протяжении полутора часов сценического времени существуют в согласии с заданными режиссером условиями игры.

Каждому отрывку они придают законченный характер и наряду с этим не теряют внутреннего ощущения целостности спектакля. И, что не менее важно, в соответствии со стилистикой камерной истории и с учетом близости публики, тактично и в меру эмоционально доносят до нее переживания своих героев.

И переживания эти, несмотря на временную удаленность сюжета от наших дней, судя по сосредоточенной тишине зала, понятны сегодняшним зрителям.

Так, большинству особ слабого пола наверняка ведомы сердечные метания Наташи (Ирина Савицкова) и Дуни (Анна Дубова), любящих Антона и жаждущих обыкновенного женского счастья. А кто-то, как Отец (Александр Пантелеев), озабочен лишь вопросом материального обеспечения своих домочадцев. Или - подобно Николаю (Антон Семкин) и Александру (Всеволод Болдин), будучи от природы одаренным человеком, испытывает массу комплексов, пытаясь заглушить душевную боль истерикой и печально известным отечественным "лекарством" - алкоголем. Или - по примеру Антона (Станислав Рядинский) вынужден ежедневно ставить перед собой жесткую дилемму между желанием целиком посвятить себя любимой профессии и настоятельной потребностью зарабатывать деньги для поддержки родных, зачастую выбирая последнее, потому что, как и Антон, считает семью главным жизненным приоритетом.

Иногда в речи действующих лиц вплетаются хорошо знакомые с юности реплики из пьес и фрагменты из хрестоматийных высказываний Чехова, а предлагаемые обстоятельства спектакля становятся зеркально похожими на ситуации из чеховских литературных созданий. В эти моменты образуется причудливая связь творчества и действительности, неизбежная в судьбе любой (за редким исключением) художественной натуры.

Казалось бы, в пользу этой не слишком оригинальной, но все же верной мысли должно было сработать импровизированное послесловие к спектаклю, когда в финале луч света вдруг начинает рисовать на белом полотнище контуры Дамы с собачкой, чайки, иных образов, вызывающих мгновенную ассоциацию с Чеховым. Однако эта достаточно эффектная режиссерская придумка представляется лишней. Ведь о том, что неповторимые чеховские мотивы выросли из личных потрясений классика, мы уже догадались самостоятельно, без подобной подсказки.


Майя Фолкинштейн
Газета "Культура" №21

Hosted by uCoz